23 февраля 1950 года французская коммунистка Раймонда Дьен остановила эшелон с танками, направлявшимися на войну во Французский Индокитай
В этот день на станцию Сен-Пьер-де-Кор, во французском городе Тур, прибыл эшелон с танками, направлявшимися во Французский Индокитай. Это сразу же стало известно всем местным жителям. По призыву коммунистов на вокзале начали собираться сочувствующие рабочие, железнодорожники, несовершеннолетние школьники. Таким образом коммунисты Сен-Пьер-де-Кора выразили свою солидарность с вьетнамскими коммунистами, против которых правительство Франции с 1946 года вело войну в Индокитае. «Ни одного человека, ни одного су для грязной войны во Вьетнаме!» — под этим лозунгом, выдвинутым прокоммунистическими марсельскими докерами, выступали трудящиеся Франции против колониальной войны. Центрами протеста стали порты, железнодорожные станции и заводы. Это связывало руки правительству Франции (и так не обладавшему твёрдыми намерениями относительно судьбы Вьетнама) и заставляло ограничивать военные силы на территории своей колонии. Из-за недостатка военных грузов французские войска несли потери и не могли ни проводить эффективные операции против хошиминовских партизан, ни поддерживать лояльных Франции жителей страны, что в итоге привело к поражению при Дьенбьенфу.
Демонстранты скандировали: «Не хотим быть палачами!». Но после гудка локомотива эшелон с военным грузом тронулся к морю. В этот момент, прорвавшись сквозь строй вооружённых солдат, охранявших железнодорожные пути, Раймонда Дьен бросилась к рельсам и легла наперерез приближавшемуся составу. Её примеру последовали другие женщины — они ложились на рельсы рядом с Раймондой. Эшелон, приблизившись к ним, вынужден был остановиться. Группы демонстрантов тут же взобрались на платформы и, преодолевая сопротивление охраны, начали выдирать из бронемашин аккумуляторы и провода. Поезд был задержан на 9 часов.
Раймонда была арестована и помещена в городскую тюрьму. Она стала первой обвинённой в соответствии с новым антисаботажным законодательством. 1 июня 1950 года суд большинством голосов (семь судей из восьми) приговорил Дьен к одному году тюремного заключения. Она с гордостью признала себя виновной, назвав причину своего поступка: «Я ненавижу войну».
Одиночество и безмолвие не сломили Раймонду. В день рождения, встреченный в тюремной камере, ей прислали подарки и поздравления многие незнакомые ранее соотечественники из разных концов страны. О поступке Раймонды вскоре узнали не только во Франции, но и за её пределами, и в борьбу за свободу заключённой включились самые разные люди из многих стран мира. Под давлением общественного мнения она вышла на свободу в ноябре 1950 года, будучи, однако, лишённой гражданских прав на долгие пятнадцать лет. Освободившись из тюрьмы, Раймонда Дьен окунулась в общественную жизнь. Благодаря приобретённой известности и популярности, которой активно способствовали средства массовой информации коммунистической направленности, особенно в социалистических странах, левая молодёжь встречала Раймонду во всех странах мира, как свою героиню. Как ценную реликвию хранит сейчас Раймонда Дьен письма, полученные со всех концов света после фестивалей молодёжи и студентов в Берлине, Бухаресте и Варшаве, участницей которых она была.
Имя двадцатилетней героини в начале пятидесятых годов пользовалось широкой известностью. Описанные события нашли своё отображение в советском музыкальном искусстве. В 1950 году Сергей Прокофьев создал ораторию «На страже мира» на стихи Самуила Маршака1. В одной из её частей, названной «Война с войной», описывается и мужественный поступок Раймонды Дьен:
Чтоб голос воющих сирен
Не возвещал тревоги,
Решилась лечь Раймонда Дьен
На полотно дороги.
Пред ней, со скрежетом колёс,
В пути меж полустанков,
Остановился паровоз
С тяжёлым грузом танков.
На свете нет прочнее стен,
Чем те живые люди,
Что могут, как Раймонда Дьен,
Орудья встретить грудью.
В 1953 году, в Ленинграде, скульптор Ц. И. Дивеева и архитектор В. Д. Кирхоглани посвятили Раймонде Дьен скульптуру, рассказывающую о её подвиге. Памятник был установлен в Московском парке Победы, а в 1957 году копия скульптуры была установлена на Приморском шоссе в городе-курорте Зеленогорске.
Почти тридцать лет Раймонда Дьен проработала в АСП, рекламном агентстве французских коммунистов. Она и поныне остаётся верной идеалам борьбы против колониализма, активной сторонницей движения за мир, дружбу и солидарность между народами. Спустя много лет остаётся почитаемой во Вьетнаме, неоднократно посещала эту страну и удостаивалась местных наград.